top of page
Writer's pictureGiorgi Pkhakadze

Георгий Пхакадзе: Во время второй волны COVID-19 Азербайджан спас Грузию

03 МАЙ 2021,



В распространении пандемии коронавируса в мире наступил новый этап, связанный с рекордным ростом случаев заболевания COVID-19 в Индии. США ограничивают въезд путешественников из Индии с 4 мая. Подобные же ограничения вводятся и в других государствах, например, в соседней Грузии. Особенность индийского штамма как раз в том, что он распространяется с невероятной скоростью, почти по 300 тысяч заболевших в день.

Сегодня на вопросы Caliber.Az отвечает эксперт по вопросам общественного здравоохранения, советник Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI) и бывший советник Генерального секретаря ООН, профессор Георгий Пхакадзе, находящийся сейчас в Париже.

- Давайте начнем с Грузии, где, наконец, началась вакцинация. Какова в целом ситуация в этой стране?

- В Грузии ситуация такая же, как и во многих бедных странах, где еще и сложная политическая ситуация. Политики пытаются показать, что все хорошо, но это не так. Вакцинации как таковой нет, ведь необходимо вакцинировать минимум 90% взрослого населения, чтобы получить 70% от общего числа проживающих в стране. Тогда можно говорить о безопасности. С учетом второй прививки Грузии нужно 3 миллиона вакцин. А сейчас просто идет пиар-кампания, правительство делает хорошую мину при плохой игре. Да, какую-то часть вакцин закупили, другую подарил Китай, занимающийся вакцинной дипломатией. Но это капля в море.

И еще надо понимать, что мы все - страны региона, являемся соседями. Турция, Иран, Россия, государства Южного Кавказа – мы все варимся в одном котле. Ситуация сложная везде.


- В Азербайджане, к примеру, первую дозу вакцины приняли уже почти миллион человек, вторую – свыше 500 тысяч.

- Вакцинация – это хорошо и правильно, вне зависимости от вакцины. Уменьшается количество людей, которые попадают в больницы и, соответственно, снижаются показатели смертности. Да, вакцина, возможно не защитит от заражения, но поможет не попасть в реанимационное отделение или на кладбище. Китайская вакцина хорошо помогает от первого «уханьского», оригинального вируса. Чуть менее эффективна от британского штамма, который есть сейчас во всех странах региона. И еще менее от бразильского, южноафриканского и индийского штаммов. Но, еще раз подчеркну самую важную вещь. От распространения коронавируса вакцина может и не защитит, но спасет людей, особенно тех, у кого хронические заболевания. И если провакцинированные люди заболеют «короной», то болезнь пройдет у них в легкой форме.

Предупредить широкое распространение болезни можно с помощью обязательного ношения медицинских масок. Именно медицинских, а не модных сейчас многоразовых, особенно с клапаном – они не помогают.

- Мы затронули тему новых штаммов. Они все время появляются, вот британский, вот индийский…

- … А может быть еще грузинский, азербайджанский, турецкий или армянский. Дело в том, что вирусы – это живые организмы, которые размножаются и меняются, мутируют. В течение недели происходит до 500 мутаций. И в итоге у нас уже есть 14 устойчивых штаммов, которые достаточно опасны. В США есть калифорнийский и нью-йоркский штаммы. Про Бразилию и ЮАР мы уже говорили. Но самый опасный – индийский. В основном, после мутаций, вирус ослабевает, в конечном счете он переносится как грипп (но не надо забывать, что и грипп – не очень легкое заболевание).

Теперь отдельно про Индию. Там сложилась катастрофическая ситуация. В день заражаются около 300 тысяч человек. Я работал в Индии более семи лет, общаюсь с коллегами из этой страны и прекрасно понимаю, что там происходит. Надо учитывать, что на каждого выявленного инфицированного приходится как минимум 20-30 не выявленных! Представьте масштабы проблемы. Вирус «взорвался» и есть огромная вероятность, что появятся новые штаммы, условно, «Индия-2», «Индия-3» и т.д. Это чистая биология. Когда малая возможность распространения – то мало и мутаций, а когда огромная, то…

- Но ведь вы сказали, что после мутаций вирусы слабеют.

- Верно, они и слабеют. Но бывают и всплески. Я вам сказал о 14 опасных мутациях, но их больше, просто идентификация – сложный и дорогой процесс. Хорошо, что в Грузии есть лаборатория Лугара, ее нам помогли построить американцы и там мы можем идентифицировать штаммы.

- Но когда можно будет ожидать окончания пандемии, скажем так, в ее нынешнем виде?

- Как я уже сказал, это произойдет, когда 70% населения мира (или 90% взрослого) будет защищено вакцинами. В целом есть два метода борьбы с распространением вируса. Первый – это китайский, а второй – израильский. Китайский метод – это полный локдаун, контроль за передвижением людей с помощью приложения WeChat, отслеживание контактов. Благодаря этому коронавируса в Китае практически нет. Похожую, но чуть более мягкую тактику, использовали в Австралии и Новой Зеландии. Но это островные государства, они просто закрылись от внешнего мира. Израильский вариант – полная вакцинация населения. США работают в этом направлении, проснулась и Европа.

А теперь по срокам. Как только Америка и Европа провакцинируются, начнутся поставки вакцин и в другие страны. В целом, можно говорить, что к концу 2022 году нужное количество людей в мире будет провакцинировано, следовательно, к 2023 году ситуация с пандемией будет лучше. Этому поможет и мобилизация всего научного общества. Уже сейчас в процессе испытаний находятся более 180 вакцин. Есть десятки разного типа препаратов (не вакцин), которые помогут бороться «короной».

- Но ведь происходят повторные заболевания коронавирусом, антитела не держатся долго.

- Да, это научно обоснованные данные: человек, который переболел коронавирусом, защищен в течение шести месяцев. И все вакцины защищают только полгода. А дальше - да, придется вакцинироваться еще раз, уже, возможно, одной дозой. И вот тут я хочу еще раз сказать об индийском мутанте. Что в нем необычного? Он атакует людей, которые уже переболели и у которых есть иммунитет! Он атакует и уже вакцинированных. Вот чем страшен этот штамм: ему просто не интересны ваши антитела.

Мы знали об индийском штамме еще в ноябре прошлого года, он появился в трущобах Мумбаи. Но что произошло в Индии? Открыли страну, в пяти штатах прошли выборы, было несколько масштабных религиозных мероприятий, никаких масок и дистанций. Вот и результат – вирус «взбесился».

- А процент смертности от коронавируса не увеличивается?

- Нет. Мы уже знаем, как управлять этим вирусом. Я вам приведу такие данные – раньше, в начале эпидемии, из 10 человек, попавших в реанимацию, погибали семеро. В конце прошлого года – трое из десяти. Сейчас – один летальный исход на 20 человек в реанимации. Есть международный протокол, лекарства. Новые штаммы не приводят к увеличению смертности на число заболевших. Правда, они, в отличие от «уханьского» оригинала, все чаще атакуют молодых людей.

Кстати, я хочу высказать благодарность Азербайджану, который очень помог Грузии во время второго удара коронавируса. Мы практически были спасены благодаря вашей стране. Азербайджан поставил кислород в грузинские больницы в ноябре прошлого года, когда у нас было по семь тысяч инфицированных в день. Если бы не кислород из Азербайджана, то в Грузии была бы очень высокая смертность.

Наир Алиев

Профессор Гиорги Пхакадзе. #ПрофессорПхакадзе

Source: https://media.az/interview/1067817921/georgiy-phakadze-vo-vremya-vtoroy-volny-covid-19-azerbaydzhan-spas-gruziyu/

Comments


Post: Blog2_Post
bottom of page